Аутсорсинг
В нашей стране развивается, хотя и не так быстро, как ожидалось. Более планомерному и быстрому развитию этого направления мешают мелкие недобросовестные игроки на этом рынке, подрывающие доверие заказчиков. В итоге компании не спешат привлекать крупных и средних игроков, для решения своих IT задач.
В течение года аналитическое агентство проводило исследование предмет которого – отношение к IT-аутсорсингу и опыт использования таких услуг среди компаний. Было опрошено порядка 100 специалистов российских фирм, из них 93 человека, это топ-менеджеры в своих компаниях. Порядка 71% указали на то, что уже пользуются услугами фирм предоставляющих IT-аутсорсинг. Еще 13% дали понять, что планируют воспользоваться этими услугами в ближайшем будущем. Исходя из этого, можно предположить, что большинство крупных российских компаний будут применять IT-аутсорсинг.
О зрелости этого направления, у нас в стране, говорить еще рано. В целом бурного развития в связи с кризисом, не наблюдается. Существует ряд мнений о причинах этого явления. В некоторых случаях, нежелание компаний использовать IT-аутсорсинг, кроется в незрелости самого рынка, в осторожном отношение заказчиков к достаточно новой услуге, а также в относительно затратных схемах перехода на новые принципы работы.
Также мнение аналитических компаний сводится к тому, что не только компании не готовы использовать IT-аутсорсинг в полной мере, но и сами фирмы, предоставляющие такие услуги, не готовы к резкому спросу на свои услуги. Согласно тем же исследованиям, абсолютное большинство респондентов указали что те цели, которые они ставили, были в большинстве своем достигнуты. Среди причин неудачных аутсорсинговых контрактов, отмечалось слишком завышенные ожидания руководителей, а также недостаточное управление проектами со стороны поставщиков услуг. Многие наученные горьким предпочитают снижать риски за счет сотрудничества с несколькими поставщиками IT услуг.
В нашей стране существуют отличия в схемах работы в этой области. В Европе клиенты передают на аутсорсинг тот процесс, который умеют делать сами хорошо и соответственно могут контролировать все этапы работы. У нас же все наоборот, то, что они умеют делать хорошо, оставляется себе, а на аутсорсинг отдается то, что они не умеют или не хотят делать. Отсюда, не всегда есть понимание, из чего складывается тот или иной процесс и его стоимость.
Как уже отмечалось выше, наличие на рынке IT услуг недобросовестных игроков привело к настороженному отношению к этим услугам. Вследствие неспособности таких компаний обеспечить необходимое клиенту качество услуги и принять на себя ответственность за итоговый результат. Долгое время существовал штамп: переход на IT-аутсорсинг принесет финансовую экономию, выигрыш в кадровом вопросе и обязательство по соблюдению конфиденциальности. Важность такого элемента схемы как качество стало приходить к клиенту только в результате опыта.
Рынок IT-аутсорсинга пока невелик и относительно нов, в связи с этим недобросовестные постащики частенько выдают за аутсорсинг не то, что за этим стоит или берутся за проекты и не могут их осилить. Известно, что стоимость сервиса наиболее важна при принятии решения о выборе поставщика и речь идет о крупных компаниях. В сегменте среднего бизнеса, этот фактор является вообще самым главным. Отмечались также такие факторы как известность (репутация), опыт работы на рынке.
Чтобы подвести итог, сформулируем ряд тезисов. Передача части IT функций на аутсорсинг в период кризиса, вызывает опасения у компании заказчика. Во первых рынок довольно молод, возникают сомнения в профессионализме, отсутствие правильной финансовой оценки стоимости IT услуг. При оценке стоимости учитываются стоимость самого процесса, но не учитываются затраты на аренду, налоги и пр. При этом заказчик требует предложить меньшую стоимость проекта. В результате для обеспечения рентабельности аутсорсер идет на большой риск, что нередко сопровождается снижение качества. Иными словами, некорректная первоначальная оценка проекта часто приводит к разрыву контракта.